Статьи

Энергоэффективные инвестиции в ЖКХ

Правительство осенью утвердило новые механизмы финансирования энергоэффективных мероприятий в промышленной и коммунальной сферах. Но, эксперты не уверены, что предложенные схемы позволят эффективно использовать государственные средства.

Отечественное ЖКХ является одним из наименее энергоэффективных в мире. На производство одной гигакалории тепла в Украине тратится на треть больше топлива чем в странах ЕС. Еще существеннее являются затраты при транспортировке, которые могут в 7 - 8 раз превышать среднеевропейские показатели. И это несмотря на то, что в Украине действует уже третья целевая программа - «Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2015 годы».

О серьезности проблем в этой сфере регулярно говорит и высшее руководство страны. «О сфере коммунального теплоснабжения больно говорить. Потери энергии превышают 30%. На отопление жилищного фонда ежегодно расходуется более 70 миллионов тонн условного топлива. То есть, на одного украинца приходится 1,4 тонны, что в два-три раза больше чем в странах ЕС», - заявлял ранее Премьер-министр Николай Азаров.

Хотя есть и положительные сдвиги, связанные с реализацией Программы энергоэффективности. «В период с 2010 по I полугодие 2012 года обеспечено экономию около 4,4 миллиарда кубометров природного газа. В частности, в 2010 году было сэкономлено - 2,2 миллиарда кубометров, в 2011 году - 1,4 миллиарда кубометров, а за I полугодие 2012 года - 0,8 миллиардов», - сообщили «Украине Коммунальной» в пресс-службе Госэнергоефективности. Впрочем, по мнению многих экспертов, такие результаты являются не достаточными, и добиться сокращения уровня энергоемкости ВВП Украины на 20% к 2015 году не удастся.

Так, осенью Кабинет Министров принял сразу два постановления (№ 921 от 12 сентября и № 1043 от 14 ноября), основной целью которых является совершенствование путей и направлений реализации уже действующей программы, а также определение механизмов использования средств на ее реализацию.

В частности, предполагается стимулировать промышленные предприятия, реализующие энергоэффективные проекты связаны с уменьшением объемов потребления природного газа. Государство обещает компенсировать треть стоимости таких проектов, которые были завершены в 2010-2012 годах (без учета НДС). Своим вниманием чиновники не обошли и объекты социальной сферы, на которых предусмотрено сделать санационные мероприятия. Основными критериями для которых будет сокращение бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг и уменьшение потерь воды и тепла. Также, планируется оснастить счетчиками коммунальных субъектов производства тепловой энергии.

Впрочем, знатоки отрасли с опаской смотрят на результативность таких мер. Советник по вопросам энергосбережения Фонда украино-польского сотрудничества ПАУСИ Святослав Павлюк убежден, что правительственные постановления создают существенный дисбаланс, ведь основные средства планируется вкладывать в генерацию энергии, а не в использование ее потребителями. «Меня это наталкивает на мысль, что энергосбережение конечного потребителя не получит должного приоритета, хотя больше проблем именно в этой сфере. То есть внимание, как и в прошлые годы, будет переключено на генерацию энергии, а не на утепление домов», - убежден эксперт. Также он отмечает, что субъекты производства энергии в Украине в значительной мере является приватизированными, а поэтому и потери при транспортировке тепла должны быть заботой их владельцев, а не предметом для государственного финансирования.

На практике это означает, что тепломодернизация «хрущевок», «сталинок» и панельных домов снова может остаться проблемой их жителей, а значит, большая половина тепла и в дальнейшем будет выветриваться через не утепленные стены, чердаки, оконные и дверные конструкции. Но людям все равно придется платить за то тепло, которое произвели теплогенерирующие предприятия.

Денег - как кот наплакал

Отдельной проблемой может стать не эффективное распределение бюджетных денег. Святослав Павлюк обеспокоен тем, что средства будут распределяться в Киеве, силами специальной комиссии. «Если посмотреть, каким образом будет осуществляться порядок использования средств, то мы фактически имеем конкурсную комиссию. Государство определило прогнозные объемы финансирования этой Программы на пять лет в размере 346 миллиардов гривен. Из каких 7,7 миллиардов должны поступить из госбюджета, и еще 15 миллиардов - из местных бюджетов. Это означает, что в стране должны быть реализованы тысячи таких проектов, а не единицы. Если в центральном бюджете есть деньги, то отдайте их областям, на выполнение их программ», - заявляет советник по вопросам энергосбережения Фонда украинских-польского сотрудничества ПАУСИ. По мнению господина Павлюка, комиссия при большом количестве проектов будет просто административно несостоятельной их обработать, а поэтому средства необходимо направить в области, где есть действующие программы по энергосбережению.

Сергей Кошарук, ответственный за деятельность исполнительной дирекции Ассоциации «Энергоэффективные города Украины», ставит под некоторое сомнение заявленную властями масштабность программы. «Минимальная Тепломодернизация среднего пятиэтажного жилого дома стоит не менее 1 миллиона гривен. То есть, тех 827миллионов, что должны были выделить в 2012 году хватит лишь на 800 домов, а в одном только в Кривом Роге их более 4500. Так, в контексте Украины это очень малые суммы», - отметил он.

Эксперт считает, что лучше выделять средства для стимулирования уже организованных сообществ, которые готовы взять на себя значительную часть финансирования. «Ведь если хоть копейку вложит кто-то из жителей, то он уже однозначно будет ее беречь, и ценить. И таким путем можно привлечь значительно больше средств», - подчеркнул господин Кошарук.

Такую модель применяет Госэнергоефективности, ведь результаты выполнения Программы в 2010-2011 годах свидетельствуют о том, что соблюдается принцип софинансирования мероприятий из различных источников. При объеме финансирования из госбюджета в 2010 году - 215 млн грн, привлечены из других источников - 2,1 млрд грн, в 2011 году из бюджета - 318 млн грн, из других источников - 7,3 млрд грн. «То есть на одну гривню государственного бюджета в 2011 году привлечено около 23 гривен инвестиционных средств», - сообщает пресс-служба этого учреждения.

Потребителей стимулируют дешевыми кредитами

До внедрения энергоэффективных технологий хотят стимулировать и населения. В частности, чиновники предусмотрели частичную компенсацию процентной ставки по кредитам, которые были получены для приобретения энергоэффективного оборудования, материалов и технологий в жилых домах. Речь идет об установлении приборов учета горячей и холодной воды, газа, радиаторов отопления с терморегуляторами, установка стеклопакетов, балконных блоков, входных дверей и проведения работ по термоизоляции наружных стен.

Законодательство определяет, что помощь государства при возвращении процентных начислений не может превышать двойной учетной ставки НБУ, действовавшей на время заключения договора. На практике это означает, что размер компенсации процентов по программе энергосбережения для населения составит 15%, при том что банки предоставляют подобные займы под 25 - 30%. На само же финансирование таких мероприятий из государственного бюджета предусмотрено только 50 млн грн.

Впрочем, по словам экспертов, подобные условия граждан не испугают. Тем более, что успешный опыт такого кредитования уже имеет ряд областей, скажем на Львовщине в 2007 - 2012 годах было выдано более 9000 кредитов на общую сумму в 72 млн. грн. Большинство из этих средств ушло на установку и замену окон, входных дверей и балконных конструкций, еще треть - на реконструкцию и установку индивидуальных систем отопления. Благодаря этой программе удалось уменьшить потребление природного газа населением области по сравнению с 2006 годом на 8,6% или 98,6 млн куб.м.

Но такие результаты стали возможными только благодаря тесному сотрудничеству с финансовыми учреждениями. Одним из наиболее активных участников этой программы является ПАО АКБ «Львов», который с 2006 г. работает совместно с Львовской облгосадминистрацией по программе энергоэффективности. «В 2012 году Банк Львов и НЕФКО пролонгировали соглашение о совместном финансировании энергосберегающих проектов. Кроме этого, на протяжении деятельности Банка в данном направлении подписаны договора с Городоцкой, Мостиска, Самборской, Дрогобычской районными администрациями и Дрогобычской городской советами относительно дополнительного возмещения части процентов жителям данных районов и города Дрогобыча, что в свою очередь, дает возможность гражданам получать 100% возмещение процентной платы по кредитам на цели энергосбережения», - рассказал «Украине Коммунальной» председатель правления ПАО АКБ «Львов» Игорь Гавриляк. Всего, по словам банкира, за период работы по программе энергосбережения его финансовое учреждение предоставило более 1500 кредитов для физических лиц, на общую сумму более 17 млн грн.

Необходимость поддержки населения в плане энергосбережения очевидна, но механизмы такой «помощи» могут быть совершенно разными. «Возможна компенсация процентов, а возможна компенсация самого тела кредита. В общем, в большинстве стран Центральной Европы программы проводятся именно во втором направлении. Поскольку в противном случае государство фактически только стимулирует банковский сектор», - убежден Святослав Павлюк.

Так, государство все активнее пытается стимулировать энергоэффективные технологии в Украине. Санация зданий государственных учреждений, поддержка энергосберегающих промышленных объектов, кредитование граждан, установка приборов учета, бесспорно должны улучшить ситуацию. Но вопрос в другом, хватит ли этих мер, ведь объемы финансирования ограничены, и те поступают с существенными задержками. Удивляет и структура распределения средств, максимально вкладываются в структуру генерации энергии. Хотя цифры доказывают, что больше всего проблем существует именно в структуре поставок и потребления.

Максим Волосевич, Источник: "Україна Комунальна"

 

назад