Статьи

Харьков решил не отказываться от станции метро

 На состоявшемся недавно конкурсе с элементами аукциона контрольный  пакет акций (50% + 1 акция) ОАО  «Харьковметрострой», который ранее  принадлежал государству, был  продан ОАО «Южспецстрой».
Как известно, 6 апреля 2009 года по решению Хозяйственного суда Харьковской области было открыто производство по делу о банкротстве «Харьковметростроя», и сегодня предприятие проходит процедуру санации.

О том,  каковы перспективы «Харьковметростроя»,  «ВХ» поинтересовался у генерального директора ОАО «Южспецстрой» и члена наблюдательного совета специального строительно-монтажного управления «Тоннельстрой» Николая Шевякина.  

- Мы надеемся, что «Харьковметрострой», который  и сейчас косвенно участвует  в  строительстве метрополитена (мы использовали его оборудование, задействовали рабочих) и который мы всячески поддерживаем, снова встанет на ноги, - говорит Николай Гаврилович. - Надеюсь, что последние события, связанные с продажей акций ОАО «Харьковметрострой», будут этому способствовать. Мы стремимся восстановить работоспособность «Харьковметростроя», но это - дело не одного года.

Вообще, эта организация  приобреталась «Южспецстроем» на тендерных  торгах только для того, чтобы ее сохранить. Ведь в Украине осталось всего два таких предприятия — это «Киевметрострой», который находится в плачевном состоянии из-за отсутствия финансирования, и «Харьковметрострой».

Ситуация сложная, но мы имеем определенные договоренности с чешской компанией «Арка  Капитал», которая также является акционером «Харьковметростроя», но длительное время не участвовала в процессе вывода из кризиса этой организации. Надеюсь, с их помощью мы найдем инвесторов в других странах, в том числе — Чехии, странах Европейского Союза.
Более того, независимо от покупки акций мы уже больше года помогаем этой организации. Результаты налицо: несмотря на тяжелое финансовое положение «Харьковметростроя», его объекты  охраняются. Туда подается напряжение, они освещаются; даже в офисе имеется тепло, работают канализация, водопровод и телефоны. Кроме того, люди не выходят на площадь, не стучат касками... Очень важно, что сегодня эта организация находится под нормальным контролем.

После получения  разрешения-допуска на управление этой компанией мы будем вести работы по модернизации производства, пытаться выйти на рынки других стран. Мы надеемся вместе с посольством Чехии воспользоваться создавшейся ситуацией и выйти на этот рынок. 

- Николай  Гаврилович, давайте поговорим на  тему, которая сегодня очень волнует  харьковчан: как обстоят дела на строительстве очередного пускового  комплекса Алексеевской линии?

- В  среду состоялось заседание городского  штаба по строительству метро  под руководством городского  головы Михаила Марковича Добкина. Были рассмотрены итоги января и частично февраля, а также программа на март и апрель. В связи с отсутствием государственного бюджета город взял на себя финансирование работ в первом квартале. Принято решение: пока нет главного бюджетного документа страны, осваивать по 5 млн грн. в месяц, разбить финансирование в марте на два этапа, а также сконцентрировать людские и материальные ресурсы, чтобы удержать рабочих-метростроевцев и не останавливать архитектурно-отделочные работы станции «Алексеевская». Кстати, ее отделка уже на 80%  готова. На ней уже включена часть освещения, выполняется монтаж подвесных алюминиевых потолков, проводятся настенные работы (монтируется зеркальная часть над картинами). Практически готов вестибюль № 2, до конца месяца будет закончена укладка гранита. На этой неделе мы приступили к работам по отделке колонн в мраморе. 

Был проведен пробный  пуск освещения на платформе —  он прошел успешно. В настоящее время  в тоннельной части строящегося  участка заканчивается укладка  пути. Мы получили 20 тонн рельсов, которых недоставало с прошлого года, и должны уложить их. Интенсивно ведутся электромонтажные работы: на 90% завершен монтаж станционной тяговой подстанции, которая является сердцем метрополитена, и разработаны графики пусконаладочных работ, которые должны начаться 15 апреля. 

- Долгое  время велись споры о том,  нужно ли строить станцию «Проспект  Победы».

- Мэр  Михаил Добкин принял стратегическое  решение  о начале работ  по станции «Проспект Победы».  Действительно, были жаркие дебаты  по поводу целесообразности ее строительства, но после тщательной проработки - инженерной и экономической — власти пришли к выводу: строить  депо на Алексеевке пока не обязательно — технические возможности позволяют обойтись и без него. По выводам специалистов, можно ограничиться постройкой на станции «Проспект Победы» (в районе Алексеевского рынка) тупиков для отстоя составов, но сделать их более широкими, чем на других конечных станциях, чтобы там можно было проводить текущее обслуживание подвижного состава. В этом случае мы сможем спокойно ввести эту станцию в эксплуатацию летом 2012 года — к финальной стадии чемпионата Европы по футболу. 

Стоимость строительства  «Проспекта Победы» определена (она  составит вместе с тупиками порядка 300 млн грн.), но рассматривается вопрос о большей технологичности и  об удешевлении процесса. Градостроительному совету уже дано поручение рассмотреть архитектуру будущей станции. Если все будет нормально, мы планируем с августа текущего года начать  подготовительные работы.
 
- А  будет ли продолжено строительство  этой линии от станции «Метростроителей  имени Г.И. Ващенко» в сторону  улицы Одесской?

- Да. По  расчетам специалистов метрополитена  (а надо отдать должное его  руководителю Сергею Мусееву,  который очень внимательно следит  за стройкой и оказывает нам  серьезную поддержку), прогнозируемый  пассажиропоток там составит 160 тысяч  человек в сутки, что позволит улучшить экономику этой ветки метрополитена. Поскольку линия удлинится еще почти на три с половиной километра, возникнет необходимость в строительстве на Алексеевке депо. Для этого есть все: отведена площадка, разработан технический проект. Более того, на «Проспекте Победы» у нас уже построена СТП, там сделана часть тупиков. Выполнены работы на 20 млн грн. Главное, чтобы государство тоже выделило деньги на строительство этого участка.

При продолжении  строительства в сторону «Одесской» предусмотрено применение нового проходческого щита длиной 100 метров производства одной из западноевропейских фирм. Он ведет самостоятельную проходку тоннеля закрытым способом, автономно, с облицовкой тоннеля со скоростью проходки три-четыре метра в сутки. Использование щита старой конструкции потребовало бы отселения жителей из домов, расположенных вдоль будущей трассы, и заморозки грунта, так как в нем есть вода. А это все колоссальные затраты – в два раза выше, чем при современной технологии. Город планирует начать строительство этого участка сразу после окончания Евро-2012.  Если  приступим к нему раньше, помешаем проведению чемпионата: будет грязь, а на проспекте Гагарина, соединяющем стадион «Металлист» с аэропортом, возникнут проблемы с движением транспорта.

- Сколько  человек сейчас работает на  строительстве метро?

- Сейчас  — где-то 300-350, потому что снизилась  денежная нагрузка. План выполняют.  Задействованы девять организаций.  Генеральным подрядчиком является  ОАО ССМУ «Тоннельстрой», главный подрядчик - ОАО «Южспецстрой». Электромонтажные работы выполняют ХСУ-441, ХСУ-401 и ООО «Энергосервис», монтаж отопления и вентиляции - ХСУ-502, на работах по вентиляции также задействована  ООО «Компания НЕО». На монтаже и наладке систем связи заняты рабочие и специалисты ООО НПП «ВИТ», а отделочные работы вместе с «Тоннельстроем» выполняют  сотрудники ООО «Востокстрой». Все эти организации достойны уважения: работают квалифицированно, качественно. Мы помогаем коллегам из других предприятий, рассчитываемся с ними регулярно. Это очень важно, потому что эти организации должны заканчивать работы и в будущем.

- Какой  вам видится перспектива?

- Конечно,  если бы были деньги, можно  было бы в нормальном темпе  осваивать по десять миллионов гривен в месяц. А поскольку финансовые вливания неравномерные, придется осваивать ежемесячно по 12-15 миллионов, чтобы успеть выйти на пуск участка «Улица 23 Августа» - «Алексеевская» в ноябре 2010 года. До окончания строительства «Алексеевской» еще необходимо освоить порядка 126 млн грн. под землей и 40-50 млн грн. на поверхности. Правда, на поверхности может быть и меньше, потому что Михаил Маркович принял решение, что все инженерные сети в районе строительства этой станции должны быть переложены за счет организаций-владельцев. Есть сложности и у заказчика — дирекции строящегося метрополитена: не докупается оборудование, потому что все деньги посылаются на строительные работы.  

Государство поможет строить метро

Во время своего визита в Харьков вице-премьер Борис Колесников посетил строительство Харьковского метрополитена. После доклада Геннадия Кернеса, который отметил, что город уже потратил 165 млн на строительство метро, Колесников сказал, что с вероятностью 99% вопрос о финансировании из госбюджета строительства метро станций «Алексеевская» и «Проспект Победы» будет решен положительно. Кроме того, вице-премьер пообещал рассмотреть вопрос о включении строительства этих станций в перечень объектов приоритетного строительства при подготовке к Евро-2012.

www.vecherniy.kharkov.ua

назад